Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает быть генералом. А плох ли тот гражданин, который не мечтает быть президентом? Ведь на президента накладывается высокая ответственность за управление страной, которое оказывается не под силу каждому. Но если человек хочет им стать, стремится к этому, хорошо умеет всем управлять, то он, бесспорно, заслуживает доверие. Не вглубляясь в политику, можно сказать, что президент – это, прежде всего, руководитель, это тот, которого слушают, которому подчиняются. А он, в свою очередь, тоже прислушивается к гласу народа и старается приложить все свои силы к тому, чтобы всем жилось хорошо.
Почти повсеместно президентская форма правления, а потому и неудивительно, что такая структура власти может присутствовать не только в государстве. К примеру, в моей родной школе № 15 в январе 2005 года состоялись выборы президента среди учащихся.
Заместитель директора школы по воспитательной работе Людмила Викторовна Кац сказала, что выборы президента проводились здесь с целью организации в школе ученического самоуправления и активизации деятельности учащихся в её управлении. Другими словами, самоуправление в школе – это право учеников прямо участвовать в её жизнедеятельности.
Становление в школе самоуправления решалось не одним днём. Сначала было проведено анкетирование среди учеников 6–11 классов с целью узнать: а как сами они относятся к самоуправлению? Анализ анкет выявил интерес учащихся к такой структуре управления. А, рассмотрев опыт других школ, пришли к решению создать детско-юношеское сообщество с высшим органом самоуправления – президентом.
Высшим выборным органом стала школьная конференция, состоявшаяся 31 января. В начале её было зачитано положение о детско-юношеском сообществе. Затем команды 6–11 классов представляли в развлекательной форме свои классные коллективы. От каждого класса были видвинуты по два кандидата в сообщество. Ну, а после просмотра «визитных карточек» классов началось голосование.
Выборы, как известно, – игра серьёзная. Каждому из присутствующих на конференции предстояло выбрать самого достойного: ведь от этого выбора зависела дальнейшая судьба школы. Непоследнее место сыграла, конечно, популярность среди учеников, сложившаяся в результате их активной деятельности в общественной жизни школы… Я поинтересовался у самих учащихся: «А какими качествами должен прежде всего обладать президент?» Получил такие ответы: самостоятельностью, ответственностью, бескорыстием, умением понимать своих сверстников и защищать их интересы. Ну и, наверное, самое главное: выбранный человек должен хотеть быть президентом «не ради славы», а ради общего дела, то есть, должен стараться влиять на самоуправление и самоорганизацию школьного ученического коллектива…
Анализ голосов – тоже работа весьма ответственная. Имя президента должно было стать известно уже 13 февраля, в пятницу… Но, видимо, «дьявольский знак» сыграл свою роль: ни в тот день, ни несколькими днями позже имя президента так никто и не узнал. Как выяснилось потом, при голосовании и при самом подсчёте голосов были допущены нарушения, которые исказили результаты выборов.
В ближайшее время планировалось провести повторное голосование. И оно состоялось – в самом конце учебного года. На этот раз администрация школы подошла к данному вопросу со всей серьёзностью: к работе были привлечены студенты 3 курса Читинского государственного университета, у которых опыт самоуправления уже был наработан. Молодые люди должны были содействовать в работе непосредственным образом: отобрать из старших классов ребят, желающих испробовать себя в управлении школой, работать с ними, обучая различным навыкам организации проведения выборов.
В итоге было отобрано 4 кандидата на пост президента школы. Каждому из них предстояло выпустить листовки и визитные карточки, в которых они представляли себя и излагали свою программу управления и работы в школе. Помимо этого была создана избирательная комиссия из 6 человек, отвечающих за разработку избирательных бюллетеней и подсчёт голосов на выборах.
Настоящая предвыборная кампания разыгралась за неделю до голосования: школьные стены пестрели листовками, объявлениями о предстоящих выборах, проводились дебаты с кандидатами на пост президента, на которых «избиратели» могли за- давать интересующие их вопросы. В общем, теперь всё было по-взрослому.
20 мая в школе состоялись выборы президента. На пост главы ученического Совета школы был избран ученик 9 класса Алексей Левосюк, набравший 83 % всех голосов. Главным своим увлечением в жизни Алексей считает спорт, поэтому, как он сам признался, деятельность его в школе будет направлена на развитие спортивных секций и пропаганду здорового образа жизни. Ну и, конечно, Алексей взял на себя обязанность организации праздников и других мероприятий в школе, поддержания порядка. Разумеется, всего этого президент достигнет, согласовав свои интересы и интересы других учащихся с мнением педагогического коллектива школы. Остальные кандидаты были назначены помощниками президента, они стали министрами: Анастасия Лобанова, ученица 8 класса – министром спорта и здравоохранения, её одноклассница Евгения Хисматуллина – министром образования, Ирина Халматова, ученица 7 класса – министром культуры.
Школьный президент и его министры будут обладать правом присутствовать на педагогических советах: а иначе как отстаивать мнения учащихся? По словам Алексея, учащиеся могут и должны высказывать своё мнение по всем вопросам, касающимся образовательного процесса, защиты своих прав и интересов. «А я, как президент, которого выбрали, буду вносить их предложения и обсуждать эти предложения вместе с администрацией школы на педсоветах. Мои министры будут в этом мне помогать». А вот привилегиями относительно своей учёбы он обладать, увы, не будет. Зато порядок в школе, надеюсь, действительно улучшится, потому как Лёха у нас – человек уважаемый сверстниками. В этом – его успех. Впрочем, и ува- жение со стороны учителей – тоже.
Учителя, как и ученики, одинаково считают, что в школе обязательно должна существовать система самоуправления, причём, в КАЖДОЙ школе. «Ведь это способ познания самого себя в какой-либо деятельности. Это способ научиться самому решать жизненно важные вопросы, общаться с людьми различного уровня, – говорит Евгения Хисматуллина, школьный министр образования. – Поэтому, дайте нам возможность реализоваться! Мы хотим заявить о себе! Мы готовы всё для этого сделать!»
Ну, что ж, остаётся только пожелать им успехов в преодолении препятствий в их организаторской деятельности в школе и на тернистом пути к жизненной цели…